Почему за вождение автомобилем в состоянии опьянения до сих пор нет жестких мер
Как Вы помните из новостей, то по стране прокатилась череда серьезных ДТП с участием водителей, которые находились в состоянии опьянения. После этого, правительству было поручено разработать жесткие меры в отношении лиц, севших за руль пьяными, но закона до сих пор нет. Почему? Давайте попробуем разобраться.
В период с 2003 года по 2010 год в результате принятых законодательных мер было зафиксировано снижение количества ДТП с участием пьяных водителей: в 2003 году их было 24.000, 2004 год - 21.500, 2005 год - 19.500, 2007 год - 15.600, 2010 год - 11.845 в целом по стране. Однако с 2011 года начался рост - 12.199 ДТП произошли по вине пьяных водителей. С чем это связано?
Скорее всего, рост ДТП происходит из-за сокращения штатов в ГИБДД и слишком мягких мер по отношению к тем, кто сел за руль в состоянии опьянения. У выпившего человека с правами появляется желание «продолжить банкет» и вернуться домой непременно на своей ласточке. Причем появляется стойкая уверенность в том, что он водитель, который сейчас всем покажет, как надо водить машину. В СМИ регулярно появляется информация о предложении возврата предельно допустимых промиллей. Всё это расслабляет ответственность водителя.
Большинство водителей в регионах, зачастую уже знают места дислокации постов ДПС и если они находятся «подшофе», то стараются передвигаться либо дворами, либо объезжать основные улицы города. В крупных городах, водители перестраиваются подальше от правого ряда, где машину могут остановить.
Как повлиять на то, чтобы выпивший человек с водительскими правами не садился за руль? Законодатели предлагают существенно увеличить штрафы для водителей, ввести обязательные работы или вовсе уголовную ответственность, но так ли это эффективно?
Сегодня, водителя за управление транспортным средством, находящимся в состоянии опьянения лишают прав на срок от полутора до двух лет. Люди обращаются в суды и нанимают адвокатов, чтобы оспорить решение суда или попытаться снизить срок. Это делают, как мне кажется, в основном те, кто выпил банку пива или две. Те, кто еле сел в машину, в суд уже вряд ли пойдут оспаривать.
Но и даже после лишения водительских прав, водители на свой страх и риск иногда садятся за руль, машина же простаивает.
Увеличение административного штрафа, скажем до 50000 рублей, вряд ли будет эффективным инструментом, так как это превратится в своеобразный кредит с ежемесячным погашением, что расслабит потенциального нарушителя. Замена на исправительные работы, тоже малоэффективна, так как будет происходить «халтурно».
Ужесточение уголовной ответственность для тех, кто сел за руль в пьяном виде довольно серьезный аргумент, но он может применяться только в случае причинения вреда здоровью или гибели по его вине человека.
Сейчас, водителю в состоянии опьянения и по неосторожности причинившему тяжкий вред здоровью человека, грозит принудительные работы на срок до трех лет с лишением прав на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением прав на срок до трех лет.
За гибель одного человека - лишение свободы сроком до 7 лет с лишением прав на срок до 3 лет.
За смерть двух или более лиц - принудительные работы на срок до 5 лет с лишением прав на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок до 9 лет с лишением прав на срок до 3 лет.
Получается, что за гибель одного человека – лишение свободы, а за смерть двух и более лиц допускаются принудительные работы. Абсурд? Кроме того, в статьях не указаны минимальные сроки наказания, что позволяет получать условные сроки даже при большом количестве жертв ДТП.
Найти эффективный инструмент воздействия на пьяных людей с водительскими правами не так просто. Я считаю, для того, чтобы это сделать, нужно провести исследование, так сказать целевой группы, а именно:
- Необходимо знать возраст людей пойманных за езду в состоянии опьянения
- Место работы. (Платежеспособность, сфера работы)
- Время совершения правонарушений. (Профилактика для экипажей ДПС, часы-пик)
- Место совершения.(Город/загород, профилактика для экипажей ДПС)
- День недели. (Для той же профилактики)
- Стаж вождения. (Для профилактики)
Историю нарушений в области ПДД конкретного водителя. (Для определения злостности нарушителя)
Данный анализ необходим, чтобы выявить типичный портрет пьяного водителя и продумать, как убедить его не садиться за руль пьяным. Я считаю, что необходимо ввести градацию по промилле и соответственно ужесточать наказание для тех, кто уже на грани, но и чтобы не расслаблять тех, кто выпил немного. Необходимо обязательно сообщать на работу о пойманном работнике, который управлял средством повышенной опасности в состоянии опьянения. Какое-никакое общественное порицание. Установить минимальный порог уголовной ответственности.
Автопарк России растет большими темпами и нужно повышать общую правовую культуры участников дорожного движения.
Что может остановить человека садиться за руль пьяным?
Наказание за езду в состоянии алкогольного опьянения