Разъяснение по обоснованию тарифа системы "Платон"

Разъяснение Росавтодора "По обоснованию тарифа и порядку передвижения по платным дорогам для пользователей системы взимания платы "Платон"

С 15 ноября 2015 года действие системы взимания платы с автомобилей массой более 12 тонн (система "Платон") распространяется по всей протяженности федеральных дорог России (за исключением платных трасс).

В проекте успешно прошли регистрацию уже более 450 000 транспортных средств отечественных грузоперевозчиков и иностранных логистических компаний, работающих на территории нашей страны. В том числе все крупные корпоративные клиенты с автопарком от 50 автомобилей.

В соответствии с запросами пользователей Федеральное дорожное агентство разъясняет порядок формирования тарифной политики системы "Платон".

Отсутствие дублирования платежей

В соответствии со статьей 31.1 Закона об автомобильных дорогах плата в счет возмещения вреда не взимается на платных автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.

Кроме того, транспортные средства, принадлежащие иностранным перевозчикам и имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в целях исключения дублирования платежей с 15 ноября 2015 г. освобождаются от сбора, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 1007 "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации".

Расчеты тарифа

Формирование размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, основан на данных, полученных в результате научно-исследовательской работы (НИОКР) в 2010 - 2011 годах по заказу Минтранса России.

В рамках НИОКР был рассчитан объем ежегодных затрат на эксплуатацию федеральных трасс, прогнозируемый общий пробег по федеральным трассам автомобилей массой свыше 12 тонн (с учетом введения в эксплуатацию Системы взимания платы), а также величина износа, ежегодно наносимого автомобильным дорогам федерального значения указанными транспортными средствами.

Тариф складывается исходя из компенсации стоимости ущерба, наносимого такими автомобилями федеральным трассам (то есть затрат на их капитальный ремонт, ремонт и содержание), и затрат на эксплуатацию системы "Платон" за вычетом предполагаемой величины акцизов с "12-тонников".

Расчеты, проведенные в ходе выполнения НИОКР, показали, что экономически обоснованный размер платы составляет 8,2 рублей за км пробега. Данный размер был скорректирован по итогам обсуждения доли и размера акцизов на моторное топливо, подлежащих зачислению в Дорожный фонд, и составил 5,38 рублей за км.

При подготовке проекта Постановления Правительства России о порядке взимания платы в счет возмещения вреда и изменений федерального законодательства о введении запрета на движение без внесения платы в счет возмещения вреда по федеральным автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств, максимальная (полная) масса которых более 12 тонн, были приняты во внимание социальные и экономические последствия введения такой платы и размер был снижен до 3,5 рублей за км пробега. Этот тариф давал возможность сбора в Дорожный фонд примерно 60 млрд доходов (цифра содержится в обосновании Федеральный закон от 06.04.2011 N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Данный размер платы - 3,5 рубля за км был утвержден Постановлением Правительства России N 504 от 14 июня 2013 года "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн". Однако 18 мая 2015 года Постановлением Правительства России N 474 в него были внесены изменения размера платы до 3,73 рубля в соответствии с необходимостью ежегодной индексации на индекс потребительских цен (п. 2 Постановления).

3 ноября 2015 года решением Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства N 1191) утвержден новый размер платы за нанесение ущерба федеральным трассам грузовыми автомобилями массой свыше 12 тонн с применением уменьшенного коэффициента 0,41 на период с 15 ноября 2015 года до 29 февраля 2016 года, а на период с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года с применением коэффициента 0,82.

Таким образом, в период 15 ноября 2015 года по 29 февраля 2016 года плата будет рассчитываться исходя из фактического пробега таких транспортных средств по тарифу 1,5293 руб./км. В дальнейшем, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года тариф будет увеличен до 3,06 руб./км.

Это самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49, в Белоруссии - $0,16. Российский тариф по сегодняшнему курсу - $0,025, что в 6 раз ниже, чем, например, в Белоруссии.

Наполнение Федерального дорожного фонда

Средства, полученные в результате функционирования системы "Платон", будут аккумулироваться в федеральном дорожном фонде (около 40 млрд рублей в год). Это позволит к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние.

Помимо этого, сейчас на рассмотрении Правительства Российской Федерации находится предложение Минтранса России, сформулированное по поручению Президента России, об использовании данных средств для поддержки региональных проектов государственно-частного партнерства. Это позволит реализовывать такие проекты, как обходы крупных городов, строительство мостовых сооружений с привлечением частных инвестиций.